"А можно нам чайную церемонию?" — один из самых частых вопросов в Чайной Комнате. Вы пришли в первый раз, слышали про китайский чай и считаете церемонией всё, где задействованы дорогие чаи с незапоминающимися названиями, маленькая посуда и специально обученный человек. Может быть, вы даже прочитали о церемониях пин ча, гунфу ча и варке чая. Но есть простое чаепитие, а есть чайная церемония, и мы не любим, когда их путают. Чтобы рассказать об отличиях и нюансах, пришлось с головой влезть в историю, а там как всегда всё непросто и неясно. Давайте разбираться.
Пин ча — это дегустация чая или попросту чаепитие. Здесь используется китайская посуда — чайник или гайвань, чахай, чахэ и пиалы. Вам могут заваривать чай на протяжении всего чаепития или, как это у нас, показать, что к чему, и оставить наедине с чаем. Здесь нет ничего церемониального, главный акцент делается на чай — попробовать, оценить, насладиться. В Китае никто не назовет это церемонией, так же как в 18 веке никто не называл церемонией самоварное чаепитие с бубликами.
Варка чая — это чай, сваренный на огне в прозрачном чайнике или в сифоне. Этот процесс часто называют варкой по методу Лу Юя, хотя от Лу Юя тут осталось одно название. Чаще всего варят пуэр, но можно сварить любой чай, кроме зеленого и улуна.
Гунфу ча — это церемония с мастером в красивых традиционных одеждах, музыкой и свечами. Мастер заваривает плавными округлыми жестами, рассказывает легенды о чае, а вы пьете улун из чайных пар в благоговейной тишине. И вот здесь начинается самое интересное.
Считается, что церемония пришла к нам из Китая, и в каждом китайском чайном доме пьют чай именно так. Но гунфу ча переводится с китайского как высшее чайное мастерство, и это как чайная магистратура, в которой изучают все аспекты чайного дела: общие знания, процесс производства, как заваривать чай. Церемонию используют только в особых случаях — на официальных мероприятиях, показательных выступлениях — этакий национальный колорит, как у нас кокошники, медведи и вышиванки. Такая церемония называется Ча Дао.
История и нюансы
Считается, что чайная церемония появилась в императорских кругах во времена, когда не было гугла и архивов, поэтому сейчас источники указывают на совершенно разные даты. Скорее всего, это произошло во времена Лу Юя — около 780 года. В 1191 году ее переняли японцы. Дальше развитие китайских и японских церемоний пошло разными дорожками. В Китае в чаепроизводящих провинциях открывались чайные школы, где каждый мастер придумывал свои аспекты церемонии. Поэтому с каждым годом подача чая всё усложнялась, а единая картина, как в Японии, никак не складывалась. Но здесь есть нестыковки.
Конечно, императоры пили чай в то время, и вряд ли им подавали чай так же, как и простым смертным. Но если мы обратимся к Чайному Канону Лу Юя, то увидим, что там идет речь о варке порошкового чая, причем с солью. Да, вам понадобится 25 предметов, но это не лопаточки и полотенчики, а сетка, ролик и подпорка. В привычном для нас виде, с обязательно листовым чаем вместо порошка, Ча Дао впервые упоминается только при династии Цин (1644-1911), но по форме это не современная чайная церемония.
Несмотря на долгую историю чая как напитка, церемония не стала привычным и повседневным явлением. В 18 веке китайский писатель и гурман Юань Мэй и чиновник Юй Цзяо с удивлением описывали чаочжоускую церемонию, которую они видели впервые. То, что передавалось от мастера к ученику в Фуцзяни и Чаочжоу, было совершенно неизвестно на севере Китая. Поэтому говорить о единой общеизвестной древней китайской церемонии не приходится. Лу Юй 20 века — уроженец Чаочжоу Вэн Хуэйдун написал в 1957 году трактат о гунфу ча, где описал последовательность подготовки чайной утвари и заваривания. Простая брошюра рассказывала, как правильно заварить чай, но не рассматривала расположение предметов или движения рук чайного мастера. Трактат не получил большой популярности среди простых китайцев, церемонии оставались местечковым делом избранных.
Чайная культура нуждалась в развитии и популяризации, поэтому в 70-х годах ХХ века появилось Ча И — искусство приготовления, пития и сервировки чая без лишних движений и инструментов. Основная идея — передать суть чая через естественную красоту. Тайваньцы придумали Ча И, чтобы внести эстетику в питье чая и создать чайные комнаты нового уровня, без пошлости и суеты старых. К тому времени под маской чайных часто скрывались игорные или публичные дома. Новое название также отделяло ее от японской церемонии Ча До.
Простота не длится долго. В 80-е годы распространяются чайные пары и чахай, который на Тайване называется гундаобэй — так тайваньцы ритуализируют питье улунов. Китайские власти увидели туристический и рекламный потенциал чайной церемонии, и она продолжила развитие в плане зрелищности. В 2002 году мастер Цай написал еще одно руководство с инструкциями, как практическими, так и эстетическими, вплоть до того как высоко держать чайник над сливником. Так китайская чайная церемония наконец-то обрела единые черты, хотя общие особенности не исключают провинциальных различий.
Сейчас параллельно развиваются два общих направления — Ча Дао как пышная церемония, возможно, даже с танцем, для иностранных гостей и как шоу-программа; и Ча И — упрощенная версия, чтобы за соблюдением ритуалов не терялось ощущение вкуса, аромата и состояния от самого чая. Ча И распространена в Китае более широко.
Русско-китайская чайная церемония
Китайская культура пришла в русскоговорящее пространство через Бронислава Виногродского в конце 90-х. Талантливый китаевед сумел синтезировать знания о чае, придумать новые смыслы и ритуалы и распространить их под соусом древней чайной культуры. Надеемся, что все предыдущие абзацы показали, что древней китайской чайной культуры со строгими правилами не существует. И потому не стоит отстаивать привычный ритуал как аутентичный китайский или бездумно их копировать. Например, чайные мастера, даже мужчины, частенько поддерживают одну руку другой. В Китае таким образом придерживают широкий рукав традиционного платья, чтобы он не попал в чай.
Согласно учению, во время чайной церемонии нельзя есть, курить, разговаривать не о высоком, а надо молчать и слушать легенды о чае, потому что это древняя традиция. Но эти запреты были придуманы русской чайной школой, и в Китае о них даже не задумываются.
Нужны церемонии или нет?
В Чайной Комнате нет гунфу ча не потому, что мы против церемоний, а потому что главное — это вкус хорошего чая. Церемония хороша для особых случаев и как инструмент практики — она помогает развить внимание к чаю, когда вы сфокусированы на каждой мелочи, например, где у чашки лицо. В этот момент в голове нет никаких других мыслей, всё сосредоточено в настоящем. А при прочих равных условиях, чем больше внимания к чаю, тем он вкуснее.
Но развив это внимание, мы можем заваривать чай в железной походной кружке на краю леса так, чтобы это был самый вкусный в мире чай, передавая особое чайное состояние. И тогда всё остальное становится неважным.
Прикрепляем два видео — Ча Дао и Ча И.
Приходите к нам просто выпить чаю или сварить крепкого пуэра.
Комментарии 0 комментариев